Официальный дилер BRP в Свердловской области
Официальный дилер BRP

закрыть

Снегоходы Bombardier во Второй мировой войне

Снегоходы Bombardier во Второй мировой войне

Надо сказать, что аэросани и снегоходы в начале XX века стали появляться в странах, где зимой всегда выпадает много снега. Естественно, что и жителей Канады всегда интересовал вопрос - как передвигаться зимой. Если в больших городах улицы чистили коммунальные службы, и горожане могли ездить на автомобилях, то в небольших поселениях дороги не чистились, и транспортное движение замирало до весны.

В первую очередь прорабатывалась идея создания аэросаней - самоходного транспортного средства на лыжах с воздушным винтом в качестве движителя. Центральной фигурой среди канадских разработчиков аэросаней стал Жозеф Арман Бомбардье, основатель знаменитой компании Bombardier.

До середины 30-х годов Бомбардье занимался аэросанями, но постепенно пришёл к выводу, что эти работы ведут в тупик. С точки зрения КПД аэросани являлись далеко не самыми эффективными аппаратами. У них имелись существенные проблемы с точки зрения преодоления подъёмов, требовались усилия для старта с наста, а вращающийся винт представлял серьёзную опасность для окружающих.

В результате в 1935 году был создан принципиально новый вид снегоходной техники. Вместо привода на воздушный винт, привод здесь шёл на колёса, на которые была накинута ажурная резинометаллическая гусеничная лента. Машина имела закрытую кабину, а управление осуществлялось при помощи пары лыж.

В 1936 году Бомбардье начал готовить свой гараж в Валькуре к производству первых снегоходов. Мастерская, в которую превратился гараж зимой 1936–1937 годов, изготовила первые семь снегоходов, получивших обозначение Bombardier B7 (цифра 7 означала число пассажиров). Бомбардье существенно доработал свою конструкцию, создав машину, которая выглядела явно лучше аэросаней и внешне, и технически.

Снегоход B7 оказался популярным настолько, что в 1940 году Бомбардье принял решение о строительстве полноценной фабрики. Взяв за основу конструкцию B7, он разработал увеличенную версию машины, получившую индекс B12. Но в этот момент Канада вступила во Вторую мировую войну, и Бомбардье сконструировал военный вариант снегохода, получивший обозначение B1. Канадская армия заказала 130 таких машин, для их постройки организовали производство на заводе Ferand and Delorme Ltd в Монреале. Фабрика в Валькуде продолжала работать, выпуская гражданские снегоходы. Всего с 1942 по 1946 год изготовили свыше 1900 снегоходов разных типов. Для тех лет это была очень внушительная цифра!

В октябре 1941 года в Объединённом оперативном штабе вооруженных сил Канады создали отдел, где разрабатывали различные устройства для проведения диверсионных операций. В частности, предполагалось, что эти задачи смогут выполнять бойцы на снегоходах.

В марте 1942 года начались работы в рамках «Проекта Плуг». Специальное подразделение, состоящее из канадских и американских военнослужащих, должно было атаковать немецкие объекты на территории Норвегии, занятые в производстве тяжёлой воды в рамках атомной программы Германии.

Однако операция "Проект Плуг" не состоялась. Но возникла идея новой операции - "Юпитер"». Планировалось высадить в Норвегии серию десантов, которые должны были атаковать немецкие авиабазы. Для этих подразделений предполагалось в кратчайшие сроки разработать снегоходы. Снегоходы заказали компании Bombardier, которая в 1943 году построила опытный образец, получивший обозначение Kaki. Машина, имевшая чисто гусеничный движитель, на испытаниях показала впечатляющие результаты. Правда, в серию Kaki не пошла, поскольку Объединённый оперативный штаб весной 1943 года изменил требования.

Теперь военным требовался разведывательный снегоход с экипажем из двух человек, имеющий противопульную защиту. Машина должна была иметь водонепроницаемый корпус и способность преодолевать косогоры до 45 градусов. Kaki переделали согласно требованиям: закрытую кабину убрали, мотор переместился назад, появился частично бронированный корпус, экипаж сократили до двух человек. Данную машину приняли на вооружение как Armoured Snowmobile Mk.I. В начале 1944 года начался выпуск бронированных снегоходов (до марта 1945 года построили 410 единиц). Из них в Канаде осталось 11 единиц, 396 попало в Англию, а 3 - в СССР.

На первый взгляд может показаться, что Бомбардье просто взял шасси B1 и сделал из него чисто гусеничную машину, но это совсем не так. Всё, что роднило данные машины — это общий принцип движителя. В качестве опорных катков использовались колёса с пневматическими шинами, что добавляло плавности хода. Также продолжала использоваться отработанная схема с использованием резинометаллических гусеничных лент. Ввиду того, что бронированная машина получалась значительно тяжелее полугусеничного снегохода, пришлось ввести второй ряд опорных катков, а также расширить гусеницу. Изменения коснулись и подвески: опорные катки сгруппировали в две тележки с каждой стороны по два сдвоенных катка в каждой. Четвёртая пара опорных катков одновременно являлась и ленивцами.

Несмотря на то, что машина создавалась как средство передвижения диверсионных групп, сзади предусмотрели буксирный крюк. Он оказался очень кстати - машину применяли и как лёгкий артиллерийский тягач.

Особый интерес представляет подвеска, которую Бомбардье разработал специально для бронированного снегохода. Тележка, состоявшая из двух половинок, крепилась к корпусу на специальном валу; в качестве упругих элементов использовались пружины, находившиеся сверху и снизу. Тележки соединялись друг с другом цепями, по центру которых имелся пружинный амортизатор, игравший роль упругого дополнительного элемента. Гусеничная лента представляла собой три полосы вулканизированной резины, соединённых металлическими планками. С внешней стороны планок были установлены резиновые подушки, что уменьшало шум и снижало износ ходовой части при езде по твёрдым поверхностям. Благодаря широким гусеницам удалось добиться очень низких показателей давления на грунт - всего 0,09–0,11 кг/см2.

Как и на полугусеничной машине, ведущие колёса находились впереди, но имелась существенная разница. Если Bombardier B12/B1 поворачивали при помощи передней пары лыж, то Armoured Snowmobile Mk.I получил двойной дифференциал. Благодаря этому машина могла поворачиваться на месте.

По назначению Armoured Snowmobile Mk.I применяли всего две недели - с 20 января по 7 февраля 1945 года, после чего бригаду отправили из Италии в Бельгию. Несмотря на столь короткое время применения, Armoured Snowmobile Mk.I зарекомендовали себя с положительной стороны, причём не только в качестве разведывательных машин. Выяснилось, что машины способны не только перевозить экипаж из двух человек, но и буксировать в гористой местности 6-фунтовые противотанковые пушки, чего не могли делать, например, английские бронетранспортёры. Что же касается машин, оставшихся в Канаде, то они прослужили дольше. Также к ним присоединились Armoured Snowmobile Mk.II и Armoured Snowmobile Mk.III, подобно Kaki, эти машины имели закрытые кабины, более подходившие для зимних условий.

Другие новости


Выше гор может быть только Summit!

Горные снегоходы - это настоящие спортивные болиды в мире зимней техники! Да, они лишены комфорта туристических моделей, зато могут резко гнать по глубокому снегу горных вершин и снежного бездорожья.

Крейсер снежных морей

Настоящая находка для любителей снежных путешествий - снегоход LYNX 69 RANGER SNOWCRUISER 900 ACE (2020 модельный год). Покоритель снежных просторов, гарантирующий отличную проходимость по глубокому снегу, сохраняя высокий комфорт и безопасность для водителя и пассажира.

Новый год - новые трассы

Организаторы квадрогонки Can-Am X Race сообщили о датах проведения этапов в 2020 году.

Акции